Статья: О религиозных чувствах и формах религиозности:

Предыдущая1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Следующая Греч. Религия пытается вызвать К. В основе явления, именуемого катарсисом, лежит определенная закономерность смены эмоциональных состояний, определенная динамика чувств и переживаний. Эстетический катарсис в широком смысле этого слова состоит в том, что в процессе художественного творчества или восприятия произведений искусства отрицательные переживания преодолеваются и вытесняются положительными. В ходе катарсиса противоречивые, порой тяжелые и мучительные переживания, по выражению Л. Динамический стереотип протекания эмоциональных процессов, отмеченный выше, свойствен любому катарсису.

Религиозное чувство

Задержание подозрительного элемента Я не собираюсь здесь подробно останавливаться на религиозном чувстве. Пока мне хотелось бы лишь вкратце обобщить уже известное. В определенный момент можно установить зависимость между явлениями оргастического и религиозного возбуждения, начиная с простейшей набожности я кончая глубоким религиозным экстазом.

Обыски в храме Архангела Рафаила религиозной организации В лагере, как очень многие, он уже стал чувствовать себя верующим.

Попытаемся разобрать смысловую конструкцию этого понятия. Яблоков, в Учебном словаре-минимуме по религиоведению , дает следующие определения: Не всякие переживания можно считать Ч. С религиозными представлениями могут сплавляться и получать соответствующую направленность, значение и смысл разные эмоции человека — страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда, ожидание, стенические и астенические, альтруистические и эгоистические, праксические и гностические, нравственные и эстетические.

Общим признаком, критерием религиозного сознания является религиозная вера, к-рая включает знание и принятие в качестве истинных религиозных идей, представлений, понятий, повествований и уверенность в существовании гипостазированных греч. Религиозное поведение представляет собой ряд поступков, реализующих религиозные предписания и совершающихся в соответствии с религиозными нормами.

Но констатация этого факта недостаточна для проникновения в природу религиозных чувств, для выявления их специфики. Ведь чувства играют существенную роль не только в религии, но и в иных формах общественного сознания, например в искусстве, морали. Советская психологическая наука уделила изучению эмоциональных процессов значительное внимание. В ряде работ советских психологов справедливо указывалось на необходимость вычленения в эмоциональных процессах двух аспектов:

Есть религиозная любовь, религиозный страх, религиозное чувство возвышенного, религиозная радость и т. д. Но религиозная любовь.

Основу религии составляет чувство зависимости человека; в первоначальном смысле природа и есть предмет этого чувства зависимости; природа есть, таким образом, первый объект религии. Содержание этого параграфа распадается на две части. Одна часть объясняет субъективное происхождение или основу религии, другая — характеризует первый, или первоначальный, объект религии. Сначала поговорим о первой. Так называемые спекулятивные философы издевались над тем, что я чувство зависимости объявляю источником религии.

Впрочем, так называемые спекулятивные философы — это те философы, которые не свои понятия сообразуют с вещами, а, наоборот, скорее вещи — с понятиями. И поэтому совершенно безразлично, удовлетворяет ли мое объяснение спекулятивных философов; дело идет только о том, отвечает ли оно своему предмету, своей сути. А приведенное объяснение им отвечает.

18.Религиозные чувства

Религиозные чувства В религиозной сфере чувства играют особенную роль. Многие богословы утверждают, что всякому человеку присуще некое врожденное религиозное чувство, особое стремление, тяготение к Богу и что это религиозное чувство отличается от всех других эмоциональных процессов, которые испытывает человек, своей уникальностью. Богословы и философы-идеалисты подчеркивают при этом, что религиозное чувство по существу своему непостижимо для разума.

По мнению многих психологов, религиозное начало, или религиозное чувство, присуще каждому человеку вообще. Оно таится где-то в глубине.

Глава четвертая Социально-психологическая сущность религиозного утешения Религиозное утешение может быть исследовано с разных позиций. Мы исследуем религиозное утешение в социально-психологическом плане. Иначе говоря, нас интересует, как реализуется религиозное утешение в психике верующего, а также в сознании религиозной группы. Для выяснения этой проблемы придется в первую очередь определить специфику религиозных чувств, а также исследовать особенности их динамики в процессе богослужения и индивидуальной молитвы.

Задача состоит в том, чтобы выявить особенности религиозного катарсиса, которые определяют его специфическое воздействие на личность и на общество. Религиозные чувства Уже отмечалось, что чувства в сфере религии играют важнейшую, первостепенную роль. Но констатация этого факта недостаточна для проникновения в природу религиозных чувств, для выявления их специфики. Ведь чувства играют существенную роль не только в религии, но и в иных формах общественного сознания, например в искусстве, морали.

Следовательно, наша задача — выявить специфику религиозных чувств, их отличительные особенности. Советская психологическая наука уделила изучению эмоциональных процессов значительное внимание.

Религиозные чувства верующих. Раскрытие понятия

Тем не менее, религиозность людей всегда связана с чувствами и переживаниями. Эти переживания бывают различными. Они обусловлены различными особенностями восприятия мира, в том числе и различными уровнями интеллекта и знаний. В зависимости от того, каковы восприятие мира и переживания, различаются и формы религиозности. Если они примитивны, примитивной оказывается и форма религиозности. Если они более глубоки, то более глубокой оказывается и форма религиозности.

Есть религиозная любовь, религиозный страх, религиозное чувство возвышенного, религиозная радость и т. д. Но религиозная любовь — это лишь.

Религиозное Чувство и его Развитие. Вопрос о развитии религиозного чувства в человеке всегда был актуален, а в наше время он стал жизненно неотложным. В былые времена, он стоял на первом месте в семье и школе, но теперь им перестали интересоваться, как устарелым, не современным и не заслуживающим внимания современного общества особенно в христианских странах.

Этот важный житейский вопрос заменен пошлым, разнузданным сексом, снижающим духовный и моральный уровень человечества. В спешном порядке проводится темными силами подготовка и психологическая обработка детских и взрослых душ для принятия Антихриста. Безверие, нравственная пошлость и атеизм расширяют свои щупальцы по земле, охватывая все больше и больше людей обоего пола, особенно молодежь.

Приближается время, предсказанное Христом Спасителем, что, когда Он придет вторично на землю судить людей: В этом трагическом процессе богоотступничества и дехристианизации христианского общества уродуется человеческая природа личности, которая состоит из двух начал: Эти начала, находясь в тесной связи между собою, составляют живого человека. Преобладание одного из этих начал над другим, нарушает гармонию человеческой природы.

Современный же процесс богоотступничества развивает и укрепляет физическое начало, то есть плоть, а подавляет его духовное, вследствие чего совершается дегенерация человечества в мировом масштабе. По мнению многих психологов, религиозное начало, или религиозное чувство, присуще каждому человеку вообще. Оно таится где-то в глубине человеческого существа со дня рождения и развивается наравне со всеми его способностями и чувствами. Поэтому, лишь только появляется у ребенка сознательность, сейчас же он обнаруживает живой интерес к Богу, познать Которого он стремится.

О религиозных чувствах и формах религиозности

Перейти к загрузке файла Религиозный страх Начнем с чувства религиозного страха. Страх можно испытывать по самым различным поводам. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания[1]. Если человек испытывает страх в связи с реальной опасностью, которая ему угрожает, то этот страх в какой-то мере оправдан, он играет роль сигнализатора, мобилизует человека.

инств), имеющие целью дать реальное выражение религиозному верованиями связаны обычные человеческие чувства: страх, любовь, гнев, грех.

Эмоциональные процессы верующих людей с точки зрения их физиологической основы и основного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат. С религиозными верованиями связываются самые обычные человеческие чувства: Поэтому несостоятельна попытка психологически обособить религиозное чувство, противопоставив его всем остальным. Но, возражая против понимания религиозного чувства теологами и идеалистами, мы не должны забывать, что, связываясь с религиозными представлениями, эмоции верующих приобретают известную специфику.

Своеобразие психологии верующих людей следует искать не в области их нервно—физиологических механизмов. Нет никаких особых физиологических процессов или механизмов, которые лежали бы только в основе религиозного сознания, которые были бы присущи исключительно религиозным людям. Физиологические законы высшей нервной деятельности, лежащие в основе психических процессов и явлений, одни и те же как у верующих людей, так и у неверующих.

Поэтому с помощью физиологии высшей нервной деятельности нельзя обнаружить специфики религиозного сознания.

2-ая беседа Джидду Кришнамурти и Мэри Зимбалист: Мысль + Время = Чувство Страха

Posted on