Карнавалы эпохи Средневековья

О теории народно-смеховой культуры М. Бахтина Кто полностью отрекся от Бога — и словом, и сердцем, — тот не способен в жизни сделать ничего, что бы не служило его полному разрушению, телесному и душевному. Потому не спеши искать палача для безбожника. Безбожник нашел палача в самом себе, причем наиболее беспощадного, какого только может дать весь этот мир. Святитель Николай Сербский Отаинственной природе смеха рассуждали многие мыслители, пытаясь уловить его сущность, но, кажется, сделать это невозможно: Очень непросто определить, что есть смех. Но почему юмористы являются самыми мрачными людьми? Но почему мы снисходительны к тем, над кем смеемся, и даже готовы полюбить их? Особое видовое качество, свойственное только человеку? Но почему предметом смешного является главным образом то, что находится ниже пояса, то есть то, что как раз характеризует человека как животное?

ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ

Рабле в истории смеха Написать историю смеха было бы чрезвычайно интересно. Герцен Четырехвековая история понимания, влияния и интерпретации Рабле весьма поучительна: Современники Рабле да и почти весь век , жившие в кругу тех же народных, литературных и общеидеологических традиций, в тех же условиях и событиях эпохи, как-то понимали нашего автора и сумели его оценить.

Бахтину, полагаю, в этот момент было не до смеха, - хотя мы ныне уже официальной, с одной стороны, и народной, карнавальной, смеховой - с другой» [7]. . «Скупого рыцаря» к «распространенному мифическому мотиву страха .. писателем-гуманистом Рабле и средневековой народной культурой.

Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Кроме карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые праздники дураков и праздник осла, существовал особый, освященныйтрадицией вольный пасхальный смех. Более того, почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону.

Таковы, например, так называемые храмовые праздники, обычно сопровождаемые ярмарками с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений с участием великанов, карликов и т. Древние карнавальные праздники содержат в качестве стержневых,базовых элементы, получившие в науке название"смеховых". Речь идет об"антиповедении", когда переворачивалась социальная структура общества, все нормы и приличия, все делалось не так, наоборот, не по порядку.

При этом совершенно не обязательно, чтобы в традиционном обществе эти"смеховые" элементы воспринимались как смешные. Карнавальная атмосфера господствовала и в дни постановок мистерий и соте. Царилаона также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда, проходивший и в городах.

А между тем Рабле принадлежит одно из самых первых мест в ряду великих создателей европейских литератур. Белинский называл Рабле гениальным,"Вольтером века", а его роман - одним из лучших романов прежнего времени. Западные литературоведы и писатели обычно ставят Рабле - по его художественно-идеологической силе и по его историческому значению непосредственно после Шекспира или даже рядом с ним.

Смеховая культура - термин, который широко используется исследователями комического Со смехом уходило психологическое напряжение, страхи. смех «сатанинским» в то время как Бахтин, называл его «карнавальным». и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная.

А между тем Рабле принадлежит одно из самых первых мест в ряду великих создателей европейских литератур. Белинский называл Рабле гениальным,"Вольтером века", а его роман - одним из лучших романов прежнего времени. Западные литературоведы и писатели обычно ставят Рабле - по его художественно-идеологической силе и по его историческому значению - непосредственно после Шекспира или даже рядом с ним.

Французские романтики, особенно Шатобриан и Гюго, относили его к небольшому числу величайших"гениев человечества" всех времен и народов. Его считали и считают не только великим писателем в обычном смысле, но и мудрецом и пророком. Вот очень показательное суждение о Рабле историка Мишле: Но, преломляясь через это шутовство, раскрывается во всем своем величии гений века и его пророческая сила.

Всюду, где он еще не находит, он предвидит, он обещает, он направляет. В этом лесу сновидений под каждым листком таятся плоды, которые соберет будущее. Вся эта книга есть"золотая ветвь""] здесь и в последующих цитатах курсив мой. Все подобного рода суждения и оценки, конечно, относительны.

Михаил Бахтин: смеховая культура

Этот ритуал культивировался и в более поздний период. В целом маскирование в определенных границах затушевывало составные различия. Самый типичный издавна состоял из шелкового черного колпака, кружевной накидки, просторного плаща, треугольной шляпы и белой маски, которая полностью закрывала лицо.

Концепция праздничной карнавальной культуры М.М. Бахтина. Особенности карнавального смеха. Современному человеку средневековье.

У Рабле брат Жан — воплощение могучей травестирующей и обновляющей силы низового демократического клира[49]. Вообще в романе Рабле можно найти достаточно богатый материал переряженных священных текстов и изречений, рассеянных повсюду. В переводе это значит: Первая часть этой фразы связана с господствовавшим в те времена предрассудком его разделяли даже врачи , что по величине носа можно судить о величине фалла и , следовательно, производительной силе мужчины.

Вторая часть, взятая в кавычки и подчеркнутая нами, является началом одного из псалмов , 10 , то есть священным текстом, который получает, таким образом, непристойное истолкование. Снижающее переосмысление усиливается еще тем, что последний слог цитаты из псалма — — по созвучию с соответствующим французским словом истолковывался как название фалла.

Страница отсутствует

Культура и искусство Реферат: Само время — век, полный войн, народных волнений и бесчеловечных расправ, — объясняет развитие такого противоречивого жанра, как миракль. С одной стороны, крестьянские массы брались за топоры, восставали, с другой — подчинялись тяжелой жизни. Отсюда и элементы критики, и религиозное чувство в мираклях.

История развития карнавала и маскарада Повсюду чествуются карлики, великаны, гигантские чрева и носы, жующие рты и выпученные от эмоций глаза.

При исследовании средневековой культуры нередко встаёт проблема культура оформляется в особую обрядово-зрелищную карнавальную форму. «В карнавале средневековый человек преодолевал свой страх перед А. Я. Гуревич связал противоположные понятия смеха и смерти и.

Культура Возрождения Бахтин М. Народный смех и его формы — это, как мы уже сказали, наименее изученная область народного творчества. Узкая концепция народности и фольклора, слагавшаяся в эпоху предромантизма и завершенная в основном Гердером и романтиками, почти вовсе не вмещала в свои рамки специфической народно-площадной культуры и народного смеха во всем богатстве его проявлений.

И в последующем развитии фольклористики и литературоведения смеющийся на площади народ так и не стал предметом сколько-нибудь пристального и глубокого культурно-исторического, фольклористского и литературоведческого изучения. В обширной научной литературе, посвященной обряду, мифу, лирическому и эпическому народному творчеству, смеховому моменту уделяется лишь самое скромное место.

Но при этом главная беда в том, что специфическая природа народного смеха воспринимается совершенно искаженно, так как к нему прилагают совершенно чуждые ему представления и понятия о смехе, сложившиеся в условиях буржуазной культуры и эстетики нового времени. Поэтому можно без преувеличения сказать, что глубокое своеобразие народной смеховой культуры прошлого до сих пор еще остается вовсе не раскрытым.

Между тем и объем и значение этой культуры в средние века и в эпоху Возрождения были огромными. Целый необозримый мир смеховых форм и проявлений противостоял официальной и серьезной по своему тону культуре церковного и феодального средневековья. При всем разнообразии этих форм и проявлений — площадные празднества карнавального типа, отдельные смеховые обряды и культы, шуты и дураки, великаны, карлики и уроды, скоморохи разного рода и ранга, огромная и многообразная пародийная литература и многое другое — все они, эти формы, обладают единым стилем и являются частями и частицами единой и целостной народно-смеховой, карнавальной культуры.

Все многообразные проявления и выражения народной смеховой культуры можно по их характеру подразделить на три основных вида форм: Обрядово-зрелищные формы празднества карнавального типа, различные площадные смеховые действа и пр.

Карнавальная культура Средневековья и Возрождения

Официальная культура — строгая, трагичная. Комическое не имеет места в официальной культуре. Карнавальная одежда — гипертрофия плотского начала. Разрешалось святотатство, кощунство, чернословие. Всенародная общность — карнавал один для всех.

89 частями и частицами единой и целостной народно-смеховой, карнавальной культуры»1. Отношение христианского мира к смеху и веселью вовсе не.

Бахтиным, - самое серьёзное достижение отечественного литературоведения по данному вопросу. Не следует считать, однако, что Бахтин - единственный, кто занимался проблемой народной смеховой культуры. Одновременно и на том же материале, что и Бахтин, работал Л. Учёные были связаны личным знакомством и общением. Параллельно с трудами Бахтина и Пинского по западноевропейской карнавализованной литературе шла работа над русской праздничной культурой.

Продуцирующим характером Пропп объясняет и массовый разгул, сопровождающий большинство аграрных праздников. Для Бахтина же главный принцип народной праздничной культуры - принцип вечной смены, обновления, смерти-рождения, прославление весёлого хода времени. Отметим, что, по мнению Вяч. Теория Бахтина оказалась способна многое охватить и объяснить в народной культуре.

Вот почему целый ряд выдающихся учёных приняли теорию и развили её. Бахтин пишет следующим образом По сути, теоретик имеет в виду тот же смех, который Бахтин назвал карнавальным:

Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса

Запрашиваемая вами страница удалена или перемещена Не отчаивайтесь. Впишите вставьте название документа или интересующие вас ключевые слова в поисковую форму и нажмите кнопку"Поиск", либо воспользуйтесь навигационным меню в левой колонке.

Народная культура средневековья. Об их карнавальном характере, о роли смеха, о смеховой культуре средневековья существует в наше время целая .. массами населения владели неуверенность и страх, обусловленные.

Карнавал и маскарад как типы культуры Глава 2. Современные карнавалы в странах мира Заключение Список литературы Введение Древняя Греция знала шумные и веселые праздники в честь Диониса — дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями комос с пением, музыкой, плясками, украшались нарядно убранными, установками. На нем, как правило, располагалась костюмированная группа.

В архаических культурах на покойников одевали маски, чтобы когда он встретиться во время пути в загробный мир с духами они не смогли бы причинить ему вреда. Этот ритуал культивировался и в более поздний период. В средневековой Европе карнавал как театрализованное шествие с играми, инсценировками, забавами и фейерверками, маскированием участников праздника прочно вошел в праздничную культуру романских народов и наиболее точно и наиболее точно проявил свою сущность во время проводов зимы — весеннего народного праздника.

Особое внимание уделялось искусству декоративного костюмирования. В целом маскирование в определенных границах затушевывало составные различия. Дохристианские представления о единстве человека и природы сохранились в народных праздниках. Они скрашивали нелёгкую жизнь людей, давали им передышку, возможность на время отвлечься от суровой реальности жестокого мира с его изнурительным трудом, опустошительными эпидемиями и войнами, постоянным ожиданием кары небес за любые прегрешения.

Религиозная проповедь не заслонила от человека красоты природы, естественные земные радости. В книжных миниатюрах тех давних веков, сменяя друг друга, перед нами проходят музыканты, ряженые, гимнасты, канатоходцы, кукольники и фокусники, жонглеры и дрессировщики, бродившие от селения к селению, веселя народ.

Место комического в средневековой культуре. Эстетика карнавала.

Но в православии всегда преобладала та линия, которая считала смех греховным. Еще Иоанн Златоуст заметил, что в Евангелии Христос никогда не смеется. Димитрий Ростовский прямо предписывал пастве: Исключение из этого правила делается редко; но оно всегда делается для юродивых. Смеховая литература средневековья развивалась целое тысячелетие и даже больше, так как начала ее относятся еще к христианской античности.

За такой длительный период своего существования литература эта, конечно, претерпевала довольно существенные изменения менее всего изменялась литература на латинском языке.

Карнавальная культура всегда связана со смехом: Отсюда – традиция осмеяния загробного мира как преодоление страха перед ним.

Бахтиным, который обозначал им такое явление западно-средневековой культуры как карнавал. Бахтин подчёркивал огромное общественное значение средневекового смеха, который переносил средневекового человека в мир народной карнавальной утопии, временно выводил его за рамки официальной религиозной культуры, вырывал его из-под власти социальных запретов. Игра не выводит за пределы мира как такового, а позволяет проникнуть в его заповеданные области, туда, где серьёзное пребывание равносильно гибели, поэтому она всегда — игра, смешная и опасная одновременно.

Так, святочные гадания — один из наиболее весёлых моментов крестьянского календаря…так и именуются: Кроме того, как считает И. Кондаков, русский смех горек [9, с. В отличие от смеха в современной культуре, средневековый смех чаще всего обращён против самой личности смеющегося и против всего того, что считается святым, благочестивым, почётным.

Большую роль в смеховой культуре русского Средневековья играло выворачивание одежды наизнанку, задом наперёд одетая шапка, т. Широкое распространение в это время получили и т.

Музыкальный БАТЛ Летнего Кубка! Тина Кароль в главной роли

Posted on